Статьи и аналитика

Ответственность заказчиков при проведении закупок

Ответственность заказчиков при проведении закупок в рамках 44-ФЗ

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует все этапы проведения закупок, а также очерчивает круг обязанностей для каждого участника процедуры. Недобросовестное исполнение обязанностей любым из участников, налагает ответственность, рамки которой ограничивает статья 107 данного Федерального закона.


Какая ответственность предусмотрена законом?

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая;

- административная;

- уголовная.


Далее рассмотрим случаи наступления разных видов ответственности.
  • Дисциплинарная ответственность регламентируется статьей 192 ТК РФ, и к такому виду ответственности может быть привлечено должностное лицо юридического лица, с нарушением исполнившее свои обязанности в рамках процедуры проведения закупок, к примеру, не предоставили требуемую документацию в полном объеме.

  • Гражданско-правовая ответственность в соответствии с нормами ГК РФ может наступить для недобросовестного заказчика в виде возмещения убытков. Например, в случае несвоевременной оплаты договора, заключенного в рамках 44-ФЗ.

  • Административная ответственность в сфере закупок, согласно Закона «О закупках», применяется к должностным лицам, если ими совершено правонарушение, связанное с ненадлежащим исполнением или неисполнением своих обязанностей в сфере закупок. Дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок рассматривает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.Если в ходе проверки выявлено нарушение законодательства, то в этом случае ФАС может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с КоАП. Основным наказанием за подобное правонарушение является штраф. Штрафы для заказчика предусмотрены в следующих случаях: неисполнение контракта по 44-ФЗ; ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ; нарушение сроков размещения или не размещение информации в ЕИС; нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов. Основным объектом, несущим административную ответственность за закупки, согласно 44-ФЗ, является уполномоченное должностное лицо заказчика. Кроме того, существует персональная ответственность следующих должностных лиц, осуществляющих закупки согласно 44-ФЗ, это члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.

  • Уголовная ответственность, наступающая за нарушения в сфере закупки, согласно 44 ФЗ, касается как заказчиков, так и участников закупок. Уголовная ответственность заказчика по закупкам, регламентируемым 44-ФЗ, в соответствии с УК РФ наступает: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); за превышение должностных полномочий (ст. 286); за служебный подлог (ст. 292); за халатность (ст. 293). Для участников закупок уголовная ответственность, в соответствии с УК РФ наступает в следующих случаях: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст. 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). Уголовная ответственность участников закупок регламентирована разделом VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть такое нарушение, как дробление закупок, за которое так же, по 44-ФЗ наступает административная ответственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 93 44-ФЗ, наиболее быстрой и простой закупочной процедурой признается приобретение товаров и услуг у единственного поставщика, и каждое государственное и муниципальное учреждение имеет право осуществлять закупки товаров и услуг у одного поставщика на сумму, не более 100 тысяч рублей. При этом количество таких процедур не должно превосходить установленные лимиты.


Вроде бы, все просто. Но в некоторых случаях, для уклонения от проведения конкурса, заказчики делают искусственное дробление крупной закупки на несколько контрактов, сумма каждого из которых находится в рамках разрешенных законом 100 тысяч рублей, и такие действия заказчика будут квалифицированы, как намеренное нарушение действующего законодательства, за которые наступает административная ответственность в рамках 44-ФЗ.


Если выявлено подобное нарушение, то заключенные сделки будут признаны притворными, а значит, все договорные обязательства будут аннулированы.

Справедливости ради хочется отметить, что большинство случаев, за которые наступает ответственность в сфере закупок, производимых по регламенту 44-ФЗ, вызвано человеческим фактором. Высокая загруженность и большое количество конкурсной документации усиливают риск забыть что-то важное, пропустить нужные сроки или превысить доступный лимит.


Что делать в таком случае, как добиться минимального штрафа? Для этого нужна помощь специалистов, которые смогут грамотно и квалифицированно представить интересы заказчика в ФАС или суде, если это будет необходимо.


Консалтинговая группа «СИНТЕЗ» обладает большим опытом в сфере проведения государственных и муниципальных закупок и готова оказать своим клиентам профессиональные услуги по представлению интересов в ФАС России и ее территориальных органах.

Made on
Tilda