Первичные консультации
БЕСПЛАТНЫЕ
Мы будем рады ответить на вопросы
Картелем могут быть признаны соглашения, которые привели к:
Ответственность за картели очень серьезная: штрафы могут достигать 50% от оборота компании за период нарушения, а если речь идет о сговоре на торгах, то предельный штраф равен максимальной цене контракта. То есть участникам придется возместить в бюджет его полную стоимость из собственных средств. Кроме того, крайне важно, что для собственников и должностных лиц компаний предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ.
Нарушение антикартельного законодательства является один из самых серьезных в сфере антимонопольного регулирования.
Законопроект дополняет уже действующие полномочия антимонопольного органа при расследовании сговоров. Он предусматривает следующие изменения:
ФАС сообщила, что антимонопольный орган усилит работу по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты и товары. Внимание будет уделено хлебобулочным изделиям, крупам, мясу, яйцам, маслу, а также ряду овощей и фруктов.
По данным Росстата, гречневая крупа подорожала на 2,8 процента, сахар — на 7 процентов, куриные яйца — на 1,4 процента, рис, мука, макароны и вермишель — на 1-1,2 процента. Подобный рост цен на товары может быть следствием картельного сговора между участниками рынка.
Ранее глава ФАС рассказал о результатах постоянного мониторинга рынка социально значимых продуктов питания, о проведении проверок производителей круп, сахара, гречки и других продуктов.
В частности, было указано, что территориальные органы провели проверки производителей социально значимых продуктов питания, в том числе круп.
«Мы в ряде случаев выявили факты некоторого придерживания товаров. …Мы провели 11 внеплановых выездных проверок производителей гречневой крупы и выявили там картельные соглашения между производителями, которые пытались в этой ситуации вести себя недобросовестно», – уточнил глава ведомства.
Стоит обратить внимание, что факт подобного соглашения, если он будет доказан, влечет уголовную ответственность сроком лишения свободы до 6 лет.
Картелем называют форму монополистического объединения или соглашения между организациями, которые при этом сохраняют самостоятельность — финансовую и производственную. Картельный сговор — соглашение компаний, которое нацелено на сохранение определенного уровня цен, в том числе при проведении участии в торгах. Оно может выражаться или в устной, или в письменной форме, причем первый вариант более распространен.
Картель является одной из наиболее опасных форм нарушения антимонопольного законодательства как для государства, так и для других участников рынка. Это серьезная проблема, с которой государство, а следовательно, и контролирующие органы активно борются. За нарушение анти-картельного законодательства предусмотрены высокие оборотные штрафы, а для должностных лиц — административная и уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ).
Первичные консультации
БЕСПЛАТНЫЕ
Мы будем рады ответить на вопросы
Проявляться картельные соглашения могут по-разному. Например, распространен сговор на торгах — конкуренты могут заключить соглашение, вследствие которого один из них откажется участвовать в них в пользу другого. Также возможен и ценовой сговор — чаще всего устная договоренность о том, что цена на тот или иной товар будет сохраняться на определенном уровне. Другие варианты — сговор для создания искусственного дефицита товаров (соглашение уменьшить закупки или сократить производство определенной продукции для повышения цена) или сговор об отказе покупать/продавать товар для того, чтобы выжить поставщика с рынка.
Количество организаций, которые участвуют в картельном сговоре, может доходить до 6 и дальше больше. Все они в большинстве случаев связаны с одной «центральной» компанией, которая выступает организатором картельного сговора. Обычно она и заключает большую часть контрактов по итогам соглашений в рамках картели.
Перечислим некоторые полномочия Федеральной антимонопольной службы, которые важны для защиты честной конкуренции и борьбы с картельными сговорами:
Специалисты компании «Синтез» предлагают квалифицированную юридическую помощь по вопросу картельных сговоров:
Точный перечень и объем услуг зависит от особенностей и обстоятельств конкретного дела, а также возможности осуществления необходимых действий в соответствии с антимонопольным законодательством.
На действия или бездействие заказчика — не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола итогов закупки (определения поставщика). На действия при заключении контракта после подписания или размещения в ЕИС протокола подведения итогов — не позднее даты заключения контракта.
На действия или бездействие заказчика — не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола итогов закупки (определения поставщика). На действия при заключении контракта после подписания или размещения в ЕИС протокола подведения итогов — не позднее даты заключения контракта. На действия при заключении контракта после подписания или размещения в ЕИС протокола подведения итогов — не позднее даты заключения контракта.
На действия или бездействие заказчика — не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола итогов закупки (определения поставщика).
Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за правильностью осуществления закупок и соблюдением законодательства. Но и они порой ошибаются. На практике порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа предусматривает ведомственное и судебное обращение:
Эти способы различаются не только по составу лиц, которые рассматривают обращение, но и процессуально. В заключительной части акта или предписания ФАС кратко излагается, как обжаловать решение ФАС, порядок действий. Государственный орган дополнительно указывает срок для совершения необходимых действий.
Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления. Их акты являются предметом оспаривания. В структуре УФАС создана собственная апелляционная инстанция — коллегии по рассмотрению жалоб на вынесенные акты. В практике решение и предписание территориального подразделения Федеральной антимонопольной службы может быть обжаловано сначала в ведомственном порядке, затем посредством обращения в суд. Использование ведомственного обращения не ограничивает право на обращение в суд. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства. Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам. В пункте 1.1. статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливается, в какой срок можно обжаловать решение ФАС, — на оспаривание в досудебном порядке предоставляется один месяц. Срок исчисляется с момента вступления в силу решения коллегиального Федерального антимонопольного органа.
Подают в письменной форме почтовым отправлением либо в электронном виде через сайт Госуслуги.
Текст жалобы о признании незаконными действия ФАС содержит: наименование органа, куда жалоба подается;
Обращение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам, направляемым в государственные органы: