+7 (495) 223-1-555 info@sintezconsulting.ru

Как защититься от недобросовестных участников закупки?

Один из самых актуальных вопросов в настоящее время.

Есть основные меры борьбы с недобросовестными поставщиками, например, установление максимального размера обеспечения заявки и контракта, составление качественного технического задания, тщательная подготовка условий исполнения контракта и т.д.

Мы также рекомендуем в проекте госконтракта установить условия о возможности расторжения госконтракта в одностороннем порядке с указанием оснований для принятия решения об одностороннем отказе.

Наши специалисты готовы составить проект госконтракта с учетом специфики закупки и пожеланий заказчика.

Однако, если, несмотря на все предпринятые меры, поставщик оказался недобросовестным, и контракт не исполнен, то у заказчика возникает другой вопрос.

Как быстро расторгнуть контракт?

При неудовлетворительном исполнении контракта заказчик вправе отказаться от приемки товаров (работ, услуг), взыскать неустойку с подрядчика, а также расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке и включить сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Напомним, что с 1 июля 2019 г. в случае расторжения контракта, в том числе по инициативе заказчика, можно заключить контракт с лицом, которое заняло второе место по итогам проведенной конкурентной процедуры, то есть новые торги проводить не нужно, что существенно упрощает для заказчика процесс закупки.

Как защититься от недобросовестных участников закупки

Однако такая возможность есть у заказчика только в том случае, если ФАС России включит сведения об исполнителе в РНП. Если ФАС России откажет во включении сведений в РНП, то и заказчик не сможет заключить контракт со вторым участником закупки.

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять в случае существенного нарушения поставщиком условий контракта.

На практике не каждое нарушение со стороны исполнителя будет являться существенным.

Так, например, антимонопольный орган отказал во включении сведений в РНП, а суд поддержал такое решение, поскольку заказчик не доказал, что выявленные недостатки товара являются существенными и их невозможно устранить (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2019 № Ф02-6935/2019 по делу № А33-11987/2019).

В письме от 12 марта 2019 г. № ИА/18794/19 ФАС России предостерегает, что при отсутствии оснований для расторжения контракта сведения о поставщике не подлежат включению в РНП, а действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Кроме того, зачастую контрольный орган оценивает наличие вины подрядчика.
Например, Кировское УФАС России отказало во включении сведений в РНП, поскольку доказательств наличия в действиях исполнителя вины при неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, не представлено (решение от 19.12.2018 N РНП-43-145/2018).

Также очень важно в процессе одностороннего расторжения контракта обеспечить полное соблюдение требований закона. В противном случае, контрольный орган может отказать во включении сведений в РНП.

недобросовестные участники закупки

Например, если заказчиком нарушен порядок направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, то контрольный орган может отказать во включении сведений в РНП, о чем также предупреждает ФАС России в письме от 26.06.2018 № ИА/47872/18 (решение ФАС России от 13.03.2017 по делу N Р-46/17, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.07.2019 N Ф06-48720/2019 по делу N А65-29790/2018).

Однако суды в последнее время придерживаются другой точки зрения, которая сводится к тому, что само по себе нарушение процесса уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, при условии, что поставщик все же получил решение заказчика, не может являться основанием для отказа во включении сведений в РНП. Такая позиция содержится в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2019 № Ф01-4254/2019 по делу № А29-15517/2018, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2019 № Ф05-11542/2019 по делу № А40-257627/2018.

Несмотря на то, что судебная практика складывается таким образом, все же наличие ошибок в процессе уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта содержит большие риски, связанные с отказом во включении сведений в РНП.

Кроме того, необходимо учитывать, что в регионах территориальные органы ФАС России и суды зачастую принимают противоположные решения по идентичным ситуациям.

Мы знаем как правильно провести процедуру одностороннего расторжения контракта и соблюсти все установленные сроки с учетом сложившейся практики ФАС России и судебных органов.

Если вам нужна профессиональная поддержка в таком деликатном вопросе как расторжение контракта, специалисты компании «СИНТЕЗ» помогут собрать необходимые документы и обеспечат сопровождение в ФАС России при рассмотрении вопроса о включении в РНП.

Доверьте нам юридическую защиту вашего бизнеса!

Первичные консультации

БЕСПЛАТНЫЕ

+7 (495) 223-1-555

Мы будем рады ответить на вопросы

Смотрите также