Один из самых актуальных вопросов в настоящее время.
Есть основные меры борьбы с недобросовестными поставщиками, например, установление максимального размера обеспечения заявки и контракта, составление качественного технического задания, тщательная подготовка условий исполнения контракта и т.д.
Мы также рекомендуем в проекте госконтракта установить условия о возможности расторжения госконтракта в одностороннем порядке с указанием оснований для принятия решения об одностороннем отказе.
Наши специалисты готовы составить проект госконтракта с учетом специфики закупки и пожеланий заказчика.
Однако, если, несмотря на все предпринятые меры, поставщик оказался недобросовестным, и контракт не исполнен, то у заказчика возникает другой вопрос.
Как быстро расторгнуть контракт?
При неудовлетворительном исполнении контракта заказчик вправе отказаться от приемки товаров (работ, услуг), взыскать неустойку с подрядчика, а также расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке и включить сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Напомним, что с 1 июля 2019 г. в случае расторжения контракта, в том числе по инициативе заказчика, можно заключить контракт с лицом, которое заняло второе место по итогам проведенной конкурентной процедуры, то есть новые торги проводить не нужно, что существенно упрощает для заказчика процесс закупки.
Однако такая возможность есть у заказчика только в том случае, если ФАС России включит сведения об исполнителе в РНП. Если ФАС России откажет во включении сведений в РНП, то и заказчик не сможет заключить контракт со вторым участником закупки.
Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять в случае существенного нарушения поставщиком условий контракта.
На практике не каждое нарушение со стороны исполнителя будет являться существенным.
Так, например, антимонопольный орган отказал во включении сведений в РНП, а суд поддержал такое решение, поскольку заказчик не доказал, что выявленные недостатки товара являются существенными и их невозможно устранить (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2019 № Ф02-6935/2019 по делу № А33-11987/2019).
В письме от 12 марта 2019 г. № ИА/18794/19 ФАС России предостерегает, что при отсутствии оснований для расторжения контракта сведения о поставщике не подлежат включению в РНП, а действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Кроме того, зачастую контрольный орган оценивает наличие вины подрядчика.
Например, Кировское УФАС России отказало во включении сведений в РНП, поскольку доказательств наличия в действиях исполнителя вины при неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, не представлено (решение от 19.12.2018 N РНП-43-145/2018).
Также очень важно в процессе одностороннего расторжения контракта обеспечить полное соблюдение требований закона. В противном случае, контрольный орган может отказать во включении сведений в РНП.
Например, если заказчиком нарушен порядок направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, то контрольный орган может отказать во включении сведений в РНП, о чем также предупреждает ФАС России в письме от 26.06.2018 № ИА/47872/18 (решение ФАС России от 13.03.2017 по делу N Р-46/17, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.07.2019 N Ф06-48720/2019 по делу N А65-29790/2018).
Однако суды в последнее время придерживаются другой точки зрения, которая сводится к тому, что само по себе нарушение процесса уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, при условии, что поставщик все же получил решение заказчика, не может являться основанием для отказа во включении сведений в РНП. Такая позиция содержится в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2019 № Ф01-4254/2019 по делу № А29-15517/2018, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2019 № Ф05-11542/2019 по делу № А40-257627/2018.
Несмотря на то, что судебная практика складывается таким образом, все же наличие ошибок в процессе уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта содержит большие риски, связанные с отказом во включении сведений в РНП.
Кроме того, необходимо учитывать, что в регионах территориальные органы ФАС России и суды зачастую принимают противоположные решения по идентичным ситуациям.
Мы знаем как правильно провести процедуру одностороннего расторжения контракта и соблюсти все установленные сроки с учетом сложившейся практики ФАС России и судебных органов.
Если вам нужна профессиональная поддержка в таком деликатном вопросе как расторжение контракта, специалисты компании «СИНТЕЗ» помогут собрать необходимые документы и обеспечат сопровождение в ФАС России при рассмотрении вопроса о включении в РНП.