Картельный сговор

Законом запрещены соглашения ограничивающие конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

Картелем могут быть признаны соглашения, которые привели к:

  • разделу рынка какого-либо товара;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • установлению или поддержанию цен, либо условий на рынке какого-либо товара;
  • согласованные действия с другими участниками торгов или органами власти.

Ответственность за картели очень серьезная: штрафы могут достигать 50% от оборота компании за период нарушения, а если речь идет о сговоре на торгах, то предельный штраф равен максимальной цене контракта. То есть участникам придется возместить в бюджет его полную стоимость из собственных средств. Кроме того, крайне важно, что для собственников и должностных лиц компаний предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ.

Нарушение антикартельного законодательства является один из самых серьезных в сфере антимонопольного регулирования.

ФАС будет вести реестр участников картельных соглашений

19 февраля 2020 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» относительно повышения эффективности выявления и пресечения картельных сговоров антимонопольными органами, а также иных ограничивающих конкуренцию соглашений между компаниями.

Законопроект дополняет уже действующие полномочия антимонопольного органа при расследовании сговоров. Он предусматривает следующие изменения:

  • ФАС будет вести реестр участников, которые ограничивают появление подобных соглашений;
  • по мотивированному требованию при проведении проверок имеет право получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи;
  • должностные лица получат право проводить изъятие (выемку) документов и предметов при расследовании соответствующих дел;
  • представители антимонопольного органа получат право получать сведения, которыми располагают правоохранители по соответствующим делам.

ФАС выявила признаки картельного сговора на рынке гречки

ФАС сообщила, что антимонопольный орган усилит работу по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты и товары. Внимание будет уделено хлебобулочным изделиям, крупам, мясу, яйцам, маслу, а также ряду овощей и фруктов.

По данным Росстата, гречневая крупа подорожала на 2,8 процента, сахар — на 7 процентов, куриные яйца — на 1,4 процента, рис, мука, макароны и вермишель — на 1-1,2 процента. Подобный рост цен на товары может быть следствием картельного сговора между участниками рынка.

Ранее глава ФАС рассказал о результатах постоянного мониторинга рынка социально значимых продуктов питания, о проведении проверок производителей круп, сахара, гречки и других продуктов.

В частности, было указано, что территориальные органы провели проверки производителей социально значимых продуктов питания, в том числе круп.

«Мы в ряде случаев выявили факты некоторого придерживания товаров. …Мы провели 11 внеплановых выездных проверок производителей гречневой крупы и выявили там картельные соглашения между производителями, которые пытались в этой ситуации вести себя недобросовестно», – уточнил глава ведомства.

Стоит обратить внимание, что факт подобного соглашения, если он будет доказан, влечет уголовную ответственность сроком лишения свободы до 6 лет.

Картелем называют форму монополистического объединения или соглашения между организациями, которые при этом сохраняют самостоятельность — финансовую и производственную. Картельный сговор — соглашение компаний, которое нацелено на сохранение определенного уровня цен, в том числе при проведении участии в торгах. Оно может выражаться или в устной, или в письменной форме, причем первый вариант более распространен.

Картель является одной из наиболее опасных форм нарушения антимонопольного законодательства как для государства, так и для других участников рынка. Это серьезная проблема, с которой государство, а следовательно, и контролирующие органы активно борются. За нарушение анти-картельного законодательства предусмотрены высокие оборотные штрафы, а для должностных лиц — административная и уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ).

Особенности и признаки картельного сговора

Проявляться картельные соглашения могут по-разному. Например, распространен сговор на торгах — конкуренты могут заключить соглашение, вследствие которого один из них откажется участвовать в них в пользу другого. Также возможен и ценовой сговор — чаще всего устная договоренность о том, что цена на тот или иной товар будет сохраняться на определенном уровне. Другие варианты — сговор для создания искусственного дефицита товаров (соглашение уменьшить закупки или сократить производство определенной продукции для повышения цена) или сговор об отказе покупать/продавать товар для того, чтобы выжить поставщика с рынка.

Количество организаций, которые участвуют в картельном сговоре, может доходить до 6 и дальше больше. Все они в большинстве случаев связаны с одной «центральной» компанией, которая выступает организатором картельного сговора. Обычно она и заключает большую часть контрактов по итогам соглашений в рамках картели.

Деятельность ФАС относительно картелей

Перечислим некоторые полномочия Федеральной антимонопольной службы, которые важны для защиты честной конкуренции и борьбы с картельными сговорами:

  • выявление картельных сговоров и их участников;
  • контроль сделок между организациями и потребителями;
  • контроль тендеров и закупок, в том числе государственных;
  • контроль ценовой политики для ее сохранения в рамках антимонопольного законодательства;
  • проверка любых форм рекламы на добросовестность и достоверность;
  • контроль реорганизации, слияния или поглощения компаний.

Юридическая помощь

Специалисты компании «Синтез» предлагают квалифицированную юридическую помощь по вопросу картельных сговоров:

  1. Предварительный анализ перспектив разбирательства. Тщательная проработка вопроса и составление письменного обоснования позиции с указанием доказательств.
  2. Рассмотрение последних судебных прецедентов по конкретному вопросу. Подбор сведений и документации, которые связаны с заключением картельного соглашения и последующего изучения нарушения.
  3. Представление интересов и защита прав клиента.

Точный перечень и объем услуг зависит от особенностей и обстоятельств конкретного дела, а также возможности осуществления необходимых действий в соответствии с антимонопольным законодательством.
Свяжитесь с нами
Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных
Made on
Tilda