г. Москва, NEVA TOWERS, 1-й Красногвардейский пр-д, 22, оф. 190 Пн-Пт 08.00-18.00
Когда ваша цена становится “монопольно высокой” — признаки и оборона - фото 1
+7 (495) 223-1-555 info@sintezconsulting.ru Заказать звонок

Когда ваша цена становится “монопольно высокой” — признаки и оборона

Когда ваша цена становится “монопольно высокой” — признаки и оборона - фото 2

Сдерживание роста цен является одним из векторов политики государства, в том числе с учетом беспрецедентного санкционного давления. Один из инструментов контроля ценообразования – возбуждение антимонопольными органами дел о злоупотреблении доминирующим положением путем установления (поддержания) монопольно высоких цен на товары, работы или услуги.

Дела о монопольно высоких ценах являются одной из наиболее сложных категорий дел, рассматриваемых антимонопольными органами, поскольку сочетают в себе сложные правовые и экономические вопросы.

Помимо необходимости выполнения качественного анализа конкуренции на рынке для установления доминирующего положения и определения применимого метода, антимонопольному органу надлежит оценить порядок ценообразования в компании и решить, соответствует ли он положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Кто находится под риском?

Запрет на монопольно высокую цену распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Это означает, что если компания имеет значительную долю на рынке определенного товара или услуги и устанавливает цену, значительно превышающую затраты на производство и реализацию, а также цену, сформировавшуюся в условиях конкуренции, то такая цена может быть признана монопольно высокой.

В упрощенном виде, согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение, если доля на рынке составляет:

< 35% от 35 до 50% > 50%
доминирования нет риск доминирования (зависит от возможности влиять на рынок) презумпция доминирования
Исключение:
  • коллективное доминирование
  • прямое указание ФЗ
Может быть установлено исходя из:
  • неизменной (подверженной малозначительным изменениям) доли
  • возможности доступа на рынок новых участников
  • иных критериев
Может быть опровергнута путем предоставления доказательств отсутствия влияния на рынок

Следует отметить, что:

  • как правило компании не располагают достоверной информацией о своих долях на рынке – анализ состояния конкуренции выполняется антимонопольным органом уже по факту выявления нарушения (он также может справочно публиковаться на сайте ФАС вне рамок антимонопольных дел, однако, подобные публикации достаточно редки и обычно связаны с правительственными поручениями по контролю цен);
  • доминирование может быть установлено как на территории РФ в целом, так и применительно к отдельным регионам и даже потребителям – соответственно, небольшая доля на федеральном рынке не означает, что компания не является доминантом в отдельных регионах или для отдельных потребителей.

Определение монопольно высокой цены

Для проверки цены, установленной занимающим доминирующее положение субъектом, могут применяться два метода: метод сопоставимых рынков и затратный метод. При этом цена не может быть признана монопольно высокой, если она ниже цены, сформировавшейся на сопоставимом рынке в условиях конкуренции. Исходя из указанного положения, Президиум ФАС России сделал вывод, что оценку цены необходимо начинать с поиска сопоставимого конкурентного рынка и рассмотрения цены, сложившейся на таком рынке.

Метод сопоставимых рынков

Сопоставимым признаётся такой рынок, который по своему составу участников (покупателей или продавцов), условиям обращения товара, доступности и особенностям государственного регулирования (включая налоговую и таможенно-тарифную политику) близок к анализируемому рынку.

Ключевая проблема сложившейся правоприменительной практики заключается в объективном отсутствии или невозможности достоверно установить наличие сопоставимого рынка. По этой причине метод сопоставимых рынков применяется крайне ограниченно. В большинстве случаев антимонопольные органы приходят к выводу об отсутствии сопоставимого рынка и используют затратный метод.

Часто остаётся неясным, действительно ли сопоставимые рынки отсутствовали, либо они попросту не были выявлены в процессе анализа. Поиск и изучение таких рынков — задача ресурсоёмкая: она требует направления множества запросов различным хозяйствующим субъектам, анализа полученной информации, сопоставления условий их деятельности и состояния соответствующих товарных рынков. В результате нельзя исключать, что потенциально существующие сопоставимые рынки могли быть упущены в рамках рассмотрения дела.

Когда ваша цена становится “монопольно высокой” — признаки и оборона - фото 3

Затратный метод

Затратный подход в антимонопольных делах базируется на анализе таких данных, как издержки на производство, прибыль от реализации, цена товара, а также информация о превышении фактической рентабельности над нормативной — для тех рынков, где такие нормативы установлены. Также учитываются иные сопоставимые экономические показатели.

Чтобы установить факт монопольно высокой цены, антимонопольный орган должен доказать, что цена, сформированная хозяйствующим субъектом, не обусловлена объективными и экономически обоснованными факторами. При этом нормативно не определено, какие именно факторы считаются обоснованными, а какие расходы допустимы к включению в себестоимость. Каждый случай рассматривается индивидуально, с учётом конкретных обстоятельств дела.

Так, в правоприменительной практике обычно признаётся недопустимым включение в себестоимость товара расходов, понесённых в отношении других товаров. Некоторые суды исходят из того, что помимо анализа существующей структуры цены, установленной хозяйствующим субъектом, необходимо произвести расчёт теоретически обоснованной цены — с учётом затрат на производство и реализацию, а также прибыли, обеспечивающей стабильную работу компании.

Антимонопольные органы в ряде дел указывают, что прибыль считается обоснованной, если она позволяет покрыть все необходимые расходы и обеспечить функционирование предприятия на устойчивой основе. При этом любое увеличение цены без сопоставимого роста затрат может рассматриваться как получение избыточного дохода. Однако такая позиция не всегда находит поддержку в судах.

На практике при применении затратного метода антимонопольные органы также пытаются сравнить уровень рентабельности доминирующего хозяйствующего субъекта с:

  • его же показателями на других географических рынках;
  • показателями других компаний, продающих аналогичную продукцию на рынках с развитыми конкурентными условиями;
  • усреднённой отраслевой рентабельностью.

Подобный подход по сути напоминает метод сопоставимых рынков, но, по мнению самих антимонопольных органов, не требует соблюдения условий сопоставимости, указанных в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

В заключение следует отметить, что действующее регулирование вопроса установления монопольно высокой цены содержит лишь общие принципы и не обеспечивает необходимой правовой определенности. В силу разнообразия подходов со стороны как антимонопольных органов, так и судов, компаниям затруднительно сформировать ценовую политику, которая бы гарантированно соответствовала требованиям антимонопольного законодательства.

Ответственность за монопольно-высокие цены

Нарушение запрета на монопольно-высокие цены рассматривается как злоупотребление доминирующим положением, и может повлечь ответственность по нескольким направлениям.

 

Когда ваша цена становится “монопольно высокой” — признаки и оборона - фото 4

Административная ответственность

За установление монопольно высокой цены предусмотрены штрафы по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • для юридических лиц — в виде оборотного штрафа в размере от 1% до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого допущено нарушение;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей, либо дисквалификация на срок до трёх лет (в случае повторного или грубого нарушения).

Размер штрафа может варьироваться в зависимости от характера нарушения, его длительности, последствий, а также наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, чьи права были нарушены в результате установления монопольно высокой цены, вправе:

  • требовать компенсации убытков, причинённых завышением цен;
  • оспаривать заключённые сделки (например, договоры поставки по неправомерно завышенным ценам);
  • обращаться в ФАС с заявлением о нарушении, а затем использовать материалы дела в гражданских спорах.

Репутационные и коммерческие последствия

Кроме формальных санкций, признание ценовой политики монопольно высокой может повлечь:

  • снижение лояльности со стороны контрагентов и клиентов;
  • усиление контроля со стороны регуляторов;
  • ограничение доступа к государственным закупкам и крупным тендерам;
  • необходимость пересмотра долгосрочных контрактов и условий поставок.

Специалисты нашей юридической фирмы обладают многолетним опытом сопровождения дел, связанных с ценообразованием в условиях доминирующего положения на рынке. Мы глубоко понимаем как экономическую природу вопросов рентабельности и затрат, так и правовые тонкости антимонопольного законодательства.

Обратившись к нам, вы получите поддержку, которая позволит:

  • выстроить прозрачную, экономически обоснованную и юридически устойчивую модель ценообразования;
  • минимизировать риски привлечения к ответственности за монопольно высокие цены;
  • эффективно защищать свои интересы в случае проверок или споров с антимонопольными органами.

Услуги в сфере регулирования монопольно высоких цен:

  • Анализ рисков признания цен монопольно высокими в деятельности клиента
  • Оценка соответствия текущей ценовой политики требованиям антимонопольного законодательства
  • Юридическая экспертиза структуры затрат и уровня рентабельности
  • Сопровождение проверок ФАС и подготовка письменных пояснений, возражений, документов
  • Оспаривание решений и предписаний ФАС в административном и судебном порядке
  • Поддержка в рамках дел об административных правонарушениях, связанных с монопольно высокой ценой
  • Разработка и внедрение системы антимонопольного комплаенса, в том числе методологий расчёта обоснованной цены
  • Сопровождение хозяйствующих субъектов с доминирующим положением на рынке в процессе формирования и изменения цен.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку новостей и статей